8 (495) 212-14-34

Парк – один из важных объектов зеленого строительства, ведущий элемент городской системы озеленения. Его размеры составляют 10 га и более.

Структура и планировка парка определяется целевым назначением, местоположением, климатом в данной местности, местоположением, рельефом, почвой и характером существующих насаждений.

Существует следующая классификация парков.

  1. По целевому назначению – парки культуры и отдыха, детские, прогулочные, спортивные, курортные, лечебные, санаторные, памятники садово-паркового искусства, мемориальные.
  2. По месту в общей системе озеленения – загородные, общегородские, районные.
  3. По природным условиям – гидропарки, лугопарки, лесопарки, водозащитные (у озер и каналов), горные, холмистые, террасные.
    Целевое назначение оказывает решающее влияние на архитектурно-планировочную структуру и форму насаждений парка. Каждый парк в зависимости от целевого назначения, влияния местных специфических условий, ландшафтных качеств насаждений, форм размера, водных устройств и т.п. должен получить свой самобытный облик, отличающий его от других парков данной категории.

Поэтому основная задача при проектировании парка заключается в полном и подробном ознакомлении с основными запросами и требованиями, предъявляемыми к данному парку.

Многие парки выполняют целый ряд функций, относящихся к различным видам отдыха. С этой точки зрения территорию парка подразделяют на следующие зоны:

Прогулок и тихого отдыха

50 %

Спорта

15%

Развлечения, аттракционов и других массовых мероприятий

15%

Детского сектора

15%

Служебная

5%

На соотношение различны зон парка влияют размеры общей территории парка. Зона прогулок и тихого отдыха меньше насыщена постройками, обладает более редкой дорожной сетью и составляет хорошо организованный зеленый комплекс,  благотворно влияющий на санитарно-гигиеническое состояние как внутри зоны, так и на окружающую территорию. Вот почему под эту зону отводится более 50-60 % территории.

Большое значение имеет соотношение высоты насаждений, окружающих поляну с ее шириной, т.е. H/L (где H – высота поляны, а L – ее ширина; наиболее благоприятное соотношение в этом случае составляет   1:1 - 1:5).


Величина и конфигурация полян зависит от их функций. Для тихого отдыха наиболее приемлема серия небольших полян, для шумного, активного отдыха – поляны крупного масштаба.

Почти в каждом парковом объекте можно отметить основную поляну, которая является главным композиционным узлом, и более мелкие поляны, примыкающие к ней и объединяющие целую серию пейзажей в один общий комплекс.


Желательно, чтобы дорожная сеть подводила к поляне с разных сторон для восприятия с каждого подхода новых пейзажных картин. Входы на поляну целесообразно окаймлять кронами деревьев, которые будут создавать кулисы ближнего плана и подчеркивать глубину открывающихся вист и панорам.

Очень важно правильно расположить поляну по отношению к сторонам света. Если конфигурация ее является вытянутой, то наилучшим положением поляны по длинной оси будет с востока на запад или с северо-востока на юго-запад. В этом случае центральная часть поляны будет освещена в течение всего дня.

При проектировании растительности необходимо заботиться не только о будущем парка или сада, но стремиться к тому, чтобы парк оказался вполне законченным и целостным творением тотчас же после окончания строительных работ. Для этого используются временные быстрорастущие древесные породы, посадки крупных деревьев, создающие быстрый эффект кустарники и многолетники. Если распределить эти растения по быстроте получаемого от них эффекта, то в первый год после устройства парка главный декоративный эффект дадут газоны и однолетние цветы, во второй год – газоны, многолетники и отчасти кустарники, а в четвертый и в последующие годы начинают присоединяться к садовой «симфонии» древесные породы.

При наличии достаточного количества посадочного материала эффект от древесных пород может быть получен значительно раньше, благодаря загущенным посадкам, создающим определенную массу и очерченные контуры групп. Однако такой прием требует в будущем не опаздывать с последующим  прореживанием таких групп.

При проектировании использования в парке крупных деревьев необходима увязка их высоты с окружающими посадками для того, чтобы они не возвышались одинокими «гигантами» среди другой, сравнительно низкой растительности.

Весь растительный материал, который применяется как временный, должен быть тесно связан с основным планом парка. Он должен быть увязан с ним и со стороны эстетической, т.е. чтобы его  краски и формы не противоречили краскам и формам основных насаждений, и со стороны биологической, чтобы  временные посадки не заглушали и не замедляли роста основных посадок.
Одна из главных задач при проектировании зеленых насаждений заключается в том, чтобы в саду  или парке каждое время года было отмечено своими красками и флорой. Смена сезонных картин при проектировании и строительстве садов и парков до сих пор еще мало учитывается. Осенняя окраска листвы иногда еще принимается во внимание, а зимние эффекты или ранневесенние почти никогда. Необходимо стремиться, чтобы сад или парк был красив и своеобразен во все времена года.
 
Второе направление предполагает смену красочных эффектов в одних и тех же пейзажных картинах путем создания на определенном участке сада непрерывно цветущих растений. Такой сад кажется бедным во все сезоны, так как на каждый его период приходится мало цветущих растений. Поэтому и здесь необходимо устраивать более крупные группировки одновременно цветущих растений. Примером таких картин может служить смена эффектов в крупных древесных насаждениях: весной до распускания листьев – весенние эфемеры, после распускания листьев – разница в весенних оттенках листьев, летом – цветочный наряд опушечных и окаймляющих растений, осенью раскраска листвы, зимой – вечнозеленые деревья и деревья с красочными стволами и плодами. Все это компонуется в пейзажных картинах так, чтобы одни породы, будучи некоторое время фоном для других, в последующий сезон сами выходили на передний план и являлись лучшим украшением картины.

Особое внимание должно быть обращено на весеннюю флору, так как в это время сад и парк наиболее бедны, и скромные первенцы весенних цветов встречаются с большим восторгом, чем в более поздний период роскошные летние цветы.

Маршрутную схему следует располагать так, чтобы она соединяла воедино в определенном порядке главнейшие разделы и композиционные центры проектируемого объекта. В результате продвижения по маршруту у посетителя должен сложиться полный и запоминающийся облик сада или парка.

Дороги являются средством связи между отдельными пунктами сада и одновременно служат путеводителем по саду. Они должны вести посетителя от главных входов в парк или сад прежде всего по наиболее красивым местам.

Дороги необходимо планировать так, чтобы они были удобны для передвижения людей. От пункта к пункту дороги должны вести кратчайшим путем, не делая крутых и частых изгибов. Причиной изгиба дороги может явиться или изменение профиля поверхности земли, или какой-либо предмет, который нельзя или трудно удалить: камень, скала, дерево, кустарник или группа деревьев и кустарников.

Если дорога делает изгиб, то в  месте его должен быть запроектирован какой-либо предмет, который смог бы служить логическим объяснением этого изгиба и одновременно препятствовать пути «напрямик». Второстепенные пешеходные дорожки могут иметь более частые повороты.

В некоторых плохо спланированных парках возникает ряд тропинок, самовольно проложенных посетителями. Обычно думают, что они возникают вследствие недисциплинированности посетителей, на самом же деле они возникают из-за слабопродуманной маршрутной схемы.

Дороги являются рядом точек, с которых развертываются панорамы сада. Поэтому они должны проходить по таким местам и иметь такое направление, которое давало бы возможность наилучшего восприятия открывающейся панорамы или другого красивого места.